читать дальшеИз-за широкой изменчивости процессов роста и стремления
молодых людей сравнивать себя со сверстниками у многих из
них наблюдается значительное снижение самооценки и чувства
собственной значимости. Это особенно существенно в связи с
тем, что в период взросления физические признаки очень важны
для формирования как реакций окружающих, так и отношения
представителей другого пола. Внимательное наблюдение за
физическими изменениями, происходящими в период полового
созревания, стимулируется общими преобразованиями тела,
представляющими источник беспокойства для многих молодых
людей; к тому же сексуальное развитие очень тесно связано с
формированием чувства собственной значимости и личностной
идентичности.
Актуальным становится сравнение со сверстниками. Посколь-
ку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным,
это может вызывчть беспокойство и приводить к острым
конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному
поведению и даже к хроническим неврозам. Эти симптомы
объединяются понятием <комплекс Терсита>, под которым
подразумевают психопатологические отклонения, особенно сни-
жение самооценки, обусловленные действительным или мни-
мым телесным несовершенством (см. ниже).
Юношескому возрасту свойственно болезненное внимание к
представлениям о норме в отношении роста тела, его размера,
веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений,
которые различаются в разных культурах. Подростки весьма
склонны находить у себя физические отклонения даже в тех
случаях, когда все показатели соответствуют норме. Эта повы-
шенная чувствительность может вызывать конфликтные ре-
акции или даже хронические психические нарушения
невротического характера. Частым поводом к снижению са-
Психологические аспекты взросления
мооценки служат широко распространенные в юношеско>
возрасте угри.
Повышенное внимание к собственному телу и сравнение
другими людьми часто заставляет молодых людей переоценивая
свои истинные или мнимые физические недостатки и мода
приводить к невротическим аномалиям развития, описании
Штутте [101-103] как комплекс Терсита (см. гл. 8). О>
предрасполагает также к переживаниям дереализации и деле)
сонализации, достигающим пика своей частоты именно в эт<(
период (их следует дифференцировать с шизофреническим
психозами). Наконец, интенсивное самонаблюдение перед>
приводит к нарциссическим кризисам и так называемой пубщ
татноН ипохондрии, также остающейся в рамках депрессивно
реакций. Подобные процессы могут играть свою роль и
появлении нервной апорексии\ хотя она более определен>
связана с <боязнью избыточного веса>.
Согласно Офферу [72], который начиная с 1962 г. обследов
с помощью анкет более 20 000 молодых людей в CIU
Австралии, Израиле и Ирландии, основная их масса гордот
происходящими физическими изменениями, причем подави
ющее большинство респондентов считает себя сильными
здоровыми. Юноши более положительно оценивают свс
внешность и физические данные. Девушки в этом плав
уязвимее, чаще считают себя некрасивыми и непривлекате
пыми или стыдятся собственного тела (см. также [95]).
3.1.3. Самовосприятие физических изменений
Около половины девушек и треть юношей в пери<!
взросления озабочены своими размерами тела, фигурой и весе
Это связано с опасениями остаться слишком маленьким И.
стать слишком большим, а также частой в этом возрас
диспропорциональностью сложения.
Почти по всем показателям самовосприятия наблюдают
различия между юношами и девушками. Общественное мнет
относит к признакам мужественности физическую силу, спс
типпые успехи и мускулистую фигуру, и эти физические особенности очень важны для юношей, тогда как для девушек
второстепенны или даже нежелательны в связи с иным
представлением о собственной половой роли. Девушки обращают
больше внимания на свое лицо, фигуру и кожу. Последнее,
впрочем, объясняется одинаково частым появлением юношеских
угрей у представителей обоих полов.
Неменьшие опасения вызывают и нарушения пропорций тела. И
юношей, и девушек беспокоит <торчащий> нос, юношам собствен-
ные руки кажутся слишком длинными по сравнению с ногами,
скулы слишком выступающими, а бедра слишком широкими.
Такая непропорциональность, вызванная неодинаковой скоростью
роста разных частей тела в период полового созревания, к концу
данной фазы, как правило, полностью исчезает. Знание этого
помогает некоторым подросткам избавиться от чувства неполно-
ценности. Типично для данного возраста нежелание признаться в
подобных переживаниях из страха быть высмеянным взрослыми.
У юношей часто возникают психические проблемы, связанные с
первичными половыми признаками. В отличие от девушек они
обращают на рост гениталий больше внимания уже потому, что те
расположены снаружи. Кроме того, их размеры часто связывают с
мужественностью и мужской потенцией. Эти взгляды нередки и у
родителей, опасающихся, что гениталии сына недостаточно вели-
ки. Однако их размеры, определяемые как генетическими, так и
гормональными факторами, за исключением крайних случаев, не
влияют на половую функцию. И все же молодые люди иногда
слишком упорно думают об этом и постоянно сравнивают, не
представляя себе масштабов изменчивости в пределах нормы.
У девушек подобные различия не играют роли, поскольку
половые органы расположены внутри тела, однако большое
внимание уделяется менструациям. Если девочки не предуп-
реждены об их наступлении, они пугаются, хотя беспокойство
вызывает также кажущееся запаздывание менархе. Обычно оно
считается показателем половой зрелости. У большинства деву-
шек менархе вызывает отрицательную, в лучшем случае скорее
нейтральную реакцию. По своему психологическому и соци-
альному значению менархе не сравнимо непосредственно с
каким-либо событием в половом развитии юношей. Драматизм
наступления менструаций для девушек связан, во-первых, с
новыми физическими ощущениями, а во-вторых, с сознанием
возникшей сексуальной зрелости, превращения в женщину,
На вторичные половые признаки обращают большое внимавд
представители обоих полов. Их своевременное появление
типичное для данного возраста состояние позволяет юноша
и девушкам ощутить себя полноценными мужчинами
женщинами. В то же время они испытывают неуверенное)
относительно связанных с этим статусом ролей и функций.
При сходной у представителей обоих полов неуверенност
физические изменения у девушек чаще сопровождаются стыдо>
а у юношей - гордостью, так как последние связывают их
половой потенцией, а
К психическим расстройствам могут приводить как действ
вительная или мнимая задержка развития, так и преждевре
менное созревание, чреватое слишком ранней сексуализацие
поведения. Ранний сексуальный опыт не всегда следует считат
преимуществом, поскольку нередко отсутствует необходимая
эмоциональная зрелость. Кроме того, рано созревшие в половоМ,!
отношении юноши и девушки сильнее возбуждают сексуальные
притязания окружающих, часто непроизвольно, преждевременно 1
втягиваются в сексуальные отношения или сексуально эксплу-
атируются взрослыми.
понятий о моральных ценностях и ориентация на них. В общоЩ
форме они носят абстрактный характер. Дети не в силах ни"
осмыслить, ни использовать их в качестве меры оценки и;
руководства к действию. Нравственное развитие приобретает
с развитием формального мышления новый смысл, заключают
щийся в том, что надиндивидуальные ценности и идеалы
становятся для человека важными и актуальными. Пиаже и
Вайльт [80], исследуя развитие идеи отечества, продемонстри
ровали появление этого ценностного понятия лишь после
12-го-13-го года жизни. Это относится и к таким ценностям,
как социальная справедливость, любовь, искренность, свобода
и т. д. Благодаря сочетанию этих эмоционально окрашенных
понятий с идеалами, а также с мысленными построениями и
их проекциями в будущее высвобождаются эмоциональны>
силы, которые могут стать двигателем индивидуальных ц
общественных преобразований.
3.3. Эмоциональное и личностное развитие 1
Вслед за Олпортом [5] можно определить личность как
<динамический порядок психофизических систем индивида}
определяющих его специфическое приспособление к окружаю-
щей среде>. Выражение <динамический порядок> указывает на.
то, что речь идет не о застывшей, а о способной к развитикЯ
и изменению структуре. <Психофизические системы> - это
обобщенное обозначение особенностей, привычек и способов
поведения данного человека, а выражение <специфическое
приспособление> подчеркивает различия людей в их отношениях
со средой, неповторимость личности. -
Понятие личности основано па проявлениях, ощущаемых
субъективно как силы. Это феномены, которые объединяются
современной психологией под понятием <мотивации>, т.
потребности, влечения, побуждения, интересы и волеизъявления>
В ходе взросления с ними происходит целый ряд изменений,;
3.3.1. Общая характеристика становления личности в
период взросления
Непрерывность развития личности
Несмотря на многочисленные и часто резкие перемены:
происходящие с индивидом в период взросления, развити
личности идет скорее плавно, нежели скачками. Исследования
индивидов разного возраста подкрепляют эту точку зрения,
вынуждая отказаться от представления о юности как о периоде
<бури и натиска>.
Непрерывность развития личности проявляется двояким
образом: с одной стороны, процесс личностного созревания идет
постепенно, а отнюдь не скачкообразно, и эмоциональные
изменения никак не сопоставимы с резким ускорением роста
или гормональной перестройки; с другой стороны, несмотря
на взросление, индивид сохраняет важные особенности и
признаки своей личности. В противоположность интеллек-
туальным функциям личностные че;рты (особенно обуслов-
ливающие индивидуальную неп.овторимость) остаются
относительно постоянными как в сфере нормальной психологии
[44, 28, 109), так и в области отклонения от норм социального
поведения [85].
Факторы, влияющие на развитие личности
Эти влияния весьма разнообразны. Несомненно значение
генетической и конституциональной основы, а также процессов
биологической перестройки в период взросления. Однако
структуру личности эти влияния не определяют. В то же время
процесс созревания нельзя считать и протекающим автономно.
Напротив, он решающим образом зависит от окружающей
среды, от того, смогут ли потенции развития претвориться в
действительность. Подобные факторы начинают влиять уже на
очень ранних стадиях. Так, физический контакт между матерью
и ребенком необходим для нормального эмоционального, раз-
вития [63]. Отношения между родителями важны как модель
для научения и стимул для выработки собственных взглядов.
Скорость созревания, сама зависящая от конституции ин-
дивида и внешних условий, также влияет на развитие личности.
Так, значительные различия в личностном становлении суще-
ствуют между рано к поздно созревающими подростками (см.
гл. 2).
Определенную ро..ль играют также социальное положение и
референтная группа. Референтная группа важна для формиро-
Референтность - значимость для субъекта другого человека или группы
ill Ц. - Прим. ред.
Психологические аспекты взросления
Рис. 3.2. Модель иерархии потреб-
ностей по Маслоу [70]
Психологическое развитие
вания стабильной эмоциональной и социальной общности
которая в период взросления обычно не сгладывается в рамках
семьи, а социальное положение - для определения интересов
и жизненных ценностей.
3.3.2. Основные потребности и типичные
эмоциональные реакции > период взросления
Основные потребности \
Под <потребностью> в псяхологии мотивации подразуме-
вается нужда в чем-либо, возникающая в результате расхождения.
между существующими запросами и возможностями их удов-,
летворить. Многие потребности в период взросления возникают
впервые или изменяются. Предпосылками для этого служаТд
уже описанные биологические и когнитивные перемены. Так,
потребность в сексуальном удовлетворении появляется только
после развития соответствующих биологических механизмов,
потребность в самореализации и признании в качестве взроб
лого - только вместе с определенными когнитивными, мотй
вационными и экономическими предпосылками. "
Маслоу [58] разработал иерархическую классификацию потреб-,
ностей, согласно которой высшие потребности как ситуативно
так и генетически, возникают только после удовлетворение
потребностей предшествующих уровней.
Эта иерархия выглядит следующим образом (рис. 3.2):
1) физиологические потребности;
2) потребность в безопасности;
3) потребность в любви и привязанности;
4) потребность в общественном статусе (уважении);
5) потребность в самореализации и индивидуальном развит
Хотя можно использовать и другие категории, предложенн
модель позволяет достаточно хорошо классифицировать значи
тельное количество потребностей, характерных для периода
взросления. В свете данной концепции Гаррисоны [31] описы-
вают потребностную сферу подростков следующим образом:
1. Физиологические потребности. Среди них особо выселя-
ются стремления к физической и сексуальной активности, а
также к высокой оценке своего физического развития. Они
основаны на биологических механизмах и индуцируются
окружающей средой.
2. Потребность в безопасности. Многочисленные биологи-
ческие и психологические изменения, последствия которых с
трудом поддаются оценке в юношеском возрасте, усиливают
потребность в безопасности. Последнюю ищут не в семье, а
скорее в группе ровесников, влияние которой порой сильнее, чем
у референтной группы взрослых в семье и за ее пределами.
3. Потребность в независимости. Наступление зрелости и
требования со стороны общества вызывают у молодых людей
сильное стремление к независимости. Оно еще более усиливается
благодаря росту когнитивных способностей и приходит в столк-
новение с родительскими ограничениями и ожиданиями. На этом
фоне возникает много семейных конфликтов. Стремление к
независимости обусловливает противодействие навязываемым
мнениям, отрицание авторитетов, сомнение в общественных
нормах, правилах и обычаях.
4. Потребность в привязанности (любви). Отдаление от
родительского дома, чувство непонятости, стремление к неза-
висимости, а также новые когнитивные способности часто
приводят к сильной изоляции молодых людей, что повышает
их потребность в любви и привязанности. Этому способствует
половое созревание и как следствие его - потребность в
сексуальной активности, а наряду с этим - в нежности и
взаимопонимании. Чувство одиночества и непонятости окру-
жающими широко распространено у подрастающего поколения
на Западе, хотя наблюдается не у всех молодых людей, а
сравнение различных культур не подтверждает его универсаль-
ного характера.
5. Потребность в успехе (мотивация достижения). У стрем-
ления к успеху могут быть разные истоки: желание проверить
новые когнитивные способности, добиться уважения и высокой
социальной оценки, попытка произвести впечатление па лиц
Другого пола и т. д. Существует точка зрения, что эта мотивация
п-ологические аспекты взросления
в значительной мере определяется опытом раннего детства.
сильн?. в юности у тех, кто уже в дошкольном возрасте прива
добиваться успеха, а во время дальнейшей учебы в школе
возрасте 8-10 лет) не испытывал жесткого внешнего контро
мест/о которого заняло собствен.ное стремление к высок
результатам. В юношеском возрасте мотивация достижев
может существенно ослабнуть под влиянием референта
группы ровесников.
6. Потребность в самореализации и развитии собственн
<Я>. Стремление к развитию в юношеский период собственв
личности свойственно всем культурам. Оно часто связано
мотивацией достижения и перекликается с потребностью
признании и принятии как члена общества. В западной культу)
здесь ярко выражен когнитивный акцент. Самореализация
развитие собственного <Я> означают проявление своих спосо
ностей и их дальнейшее совершенствование. Эта потребность
значительной мере коррелирует с формированием благопр>
ного представления о себе самом.
Значение упомянутых потребностей и мотивов неодина>
в разные периоды взросления. В то время как у подросп
сильна ориентация на сверстников, отчасти выражающаяся
повышенном конформизме, это влияние ослабевает в юносщ
сменяясь повышенным стремлением к самореализации
индивидуальности.
Проявление указанных потребностей зависит от пола. Т>.
у девушек более выражена потребность в безопасности, проя)
ляющаяся уже в детском возрасте; у них слабее, чем у юноше!
групповая ориентация, сильнее боязливость. Юноши мены)
стремятся к безопасности, больше нацелены на успех и склона
подчиняться правилам жестко организованный группы. Впроче1
эти различия связаны и с полоролевыми стереотипами, поэто>
подвержены социокультурным влияниям и меняются в заМ
симости от эпохи.
Например, имеются экспериментальные данные, которь
свидетельствуют, что девушки и женщины всех возрастнь
групп почти без исключения пугливее, чем лиц.а мужского пс
(данные о дошкольном возрасте редки, так как в болыпинс)
случаев сведения получены путем анкетирования). Показате
эмоциональной устойчивости у девочек ниже, чем у мальчик>
начиная примерно с 13 лет. Женщины хуже справляются
Установки и позиции можно определить по Олпорту [5] ка
<душевно-духовное и неврологическое состояние готовности,
основанное на опыте и оказывающее направляющее или
динамическое влияние на индивидуальные реакции в отношении
всех объектов и ситуаций, с которыми сталкивается индивид>
(цит. по [34]).
Согласно этому определению, позиции - это усвоенные
тенденции поведения, имеющие большое социальное значение
[69]. Эртер [68] различает три их компонента (рис. 3.3):
- когнитивный, охватывающий все процессы, связанные с
суждениями, обоснованиями, мнениями и верованиями,
относящимися к соответствующему объекту;
- аффективный, включающий все связанные с жизненными
ценностями эмоции вместе с их вегетативными проявлениями;
- поведенческий, т. е. предрасположенность и готовность дей-
ствовать на основании определенной информации.
Под позициями или установками подразумевают структуру,
выполняющую посреднические функции между внешним раздра-
жением и реакцией индивида (переживаниями или действиями).
Побудительные причины (раздражители) и реакции (эмоция,
осознание, поступок) поддаются измерению или описанию,
однако относительно взглядов можно сделать лишь косвенны
Вытекающие)
опосредующие
переменные
Измеримые
зависимые
переменные
Измеримые
независимые
переменные
Раздражители
(люди.
ситуации,
социальные
нормы,
социальные
группы)
Рис. 3.3. Компоненты позиций, или установок (по [40])
выводы. Таким образом, оказывая чрезвычайно сильное влияние
на поведение, установки остаются гипотетическим понятием.
В то время как позиции и установки относительно хорошо
определены, этого нельзя сказать о <ценностях>. Последние
означают признаваемые отдельными людьми или группами
эталоны или концепции, с которыми соотносятся взгляды и
поступки. Они возникают под влиянием психосоциальных
условий и выступают в виде ценностных ориентаций, ценно-
стных категорий и систем ценностей.
Постоянно предпринимаются попытки разделить людей на
группы, исходя из их систем ценностей [41, 99].
Шпрангер [98] различает ценности, ценностные переживания
и реализацию ценностей; ценностные переживания относятся
к влиянию ценностных концепций на когнитивные процессы,
реализация ценностей - к поведению, управляемому этими
концепциями.
Развитие ценностных ориентаций
Возникновение взглядов и установок объясняют, как правило,
процессом обучения. В какой степени они определяются
окружением и генетически-конституциональными особенностя-
ми, неясно. В то время как в социально-психологических
исследованиях на первое место ставят влияние окружающей
8. Хельмут Ремшмидт
Глава 3
среды, другие авторы связывают развитие системы ценностей
главным образом с конституциональными факторами, т. е. с
инстинктивным поведением. Типичные представители этих
направлений - Айзенк и Лоренц. Первый [28) видит в таких
чертах личности, как интроверсия и экстраверсия, связанных,
соответственно, с большей и меньшей способностью к выработке
условных рефлексов, причину индивидуальных различий лич-
ностных признаков, в том числе и ценностных взглядов. Лоренц
[54], проводя аналогии между поведением животных и нравст-
венностью людей, делает выводы об инстинктивной основе
последней.
Целый ряд теорий обучения ставит на первый план процессы
подражания и идентификации. Согласно этим концепциям дети
перенимают от взрослых не только манеру поведения и
привычки, но и представление о ценностях и убеждения.
В формальном отношении развитие ценностных взглядов в
период взросления характеризуется их усложнением, деперсо-
нификацией, возрастающей либерализацией и ростом личной
независимости (см. ниже). Их содержание непрерывно изме-
няется в соответствии с этими общими принципами.
Эмпирически выяснено следующее.
- Представления о ценностях, характерные для данной куль-
туры, усваиваются уже в детском возрасте.
- Начиная с детства и до юношеского периода происходит
пересмотр этих представлений. В то время как в детстве
большое влияние оказывают воспитание и часто религиозные
убеждения, позднее начинают преобладать абстрактные цен-
ностные понятия и взгляды, господствующие в группе
ровесников.
- Целый ряд общественных ценностей (помощь, самопожер-
твование) по крайней мере временно теряет свое значение
в период взросления.
- Весьма актуальными становятся социальный статус, автори-
тет, экономическая и мировоззренческая самостоятельность,
гигиена и внешний вид [68].
Фельдман [29] в связи с конформизмом и динамикой
ценностей подразделяет период от окончания детства до
юношеского возраста на три фазы. Анкетирование 538 подро-
стков в возрасте от 9 до 16 лет показало следующий ход
развития ценностных ориентаций: сначала (где-то до 10 лет)
Психологические аспекты взроспения
довольно существенное совпадение с ценностными представле-
ниями родителей, которое в возрасте 11-14 лет уменьшается,
но затем вновь заметно возрастает к 16 годам.
Описанное развитие ценностных взглядов и установок не
учитывает индивидуальных различий, обусловленных конститу-
ционально-генетическими влияниями и общественно-экономи-
ческими факторами.
Нравственное развитие
Понятие о нравственном развитии и его общие
закономерности
Пиаже [77] показал экспериментально, что детское, преиму-
щественно гетерономное (исходящее из последствий для других)
представление о морали и несправедливости в возрасте около
8 лет начинает меняться в направлении свойственной периоду
взросления интернализации (автономии) моральных принци-
пов, т. е. ориентации при их оценке на намерения человека.
Колберг [46] в принципе соглашается с этим, хотя подчеркивает
зависимость нравственного развития от культурных влияний,
условий социализации, воспитания и прежде всего от окружающей
обстановки. Ее особенности определяют возможность чередования
у одного и того же ребенка поведения, исходящего из гетероном-
ных представлений, с поступками, основанными на автономных,
интернализированных, внутренне принятых нормах.
Кольберг [47] различает шесть ступеней нравственного
развития (табл. 3.2). В качестве критерия нравственной зрелости
он использует решения, принимаемые в моделируемых конф-
ликтных ситуациях, и обоснования этих решений. Для периода
взросления свойствен переход от четвертой к пятой и шестой
ступеням. Эти этапы, согласно Кольбергу, универсальны для
различных культур. Их последовательность была подтверждена
и другими авторами [110].
Пек и Хейвигхерст [76] различают пять типов (ступеней)
нравственного развития, связывая их как с поведением в
определенных ситуациях, так и с личностными особенностями.
Развитие идет от аморального поведения через эгоцентрическое,
конформистское, и иррационально-нормативное к рациональ-
но-альтруистическому, представляющему собой наиболее зре-
лую форму нравственного поведения.
116
Глава_}1
Психологические аспекты взросления
117
Таблица 3.1. Ступени нравственного развития по Кольбергу [47, 8311
I Преднравственная (преконвенциональная) стадия
Первая ступень: ориентация на послушание и наказание
Вторая ступень: наивно-эгоистическая ориентация (хорошо то,
что соответствует собственным потребностям)
II Стадия конвенционального ролевого конформизма
Третья ступень: ориентация на роль <пай-мальчика>; стремление
делать то, что ожидается (<по роли>)
Четвертая ступень: ориентация на авторитет
III Стадия собственных моральных принципов
(независимость нравственных ценностей от ролей и авторитета)
Пятая ступень:
Шестая ступень:
<договорная> ориентация на соблюдение законов
ориентация на принципы, претендующие на
универсальность (<идея справедливости>)
Во всех этих исследованиях сильно ощутимо влияние 1
психоаналитической школы. 1
Основное возражение против этих теорий связано с зависи-
мостью результатов от метода. Сомнительно, например, что в
реальности дети, выбирая между более зрелой нравственной!
позицией своих ровесников и менее развитыми в этом смысле
взглядами взрослых, склонны выше оценивать поведение j
последних, как это происходит в экспериментах. На основании
критического обзора литературы Маккоби [56] пришел к
заключению, что существование выделенных Пиаже, Кольбергом \
и другими авторами ступеней нравственного развития не
доказано эмпирически. Это развитие, как и в других областях, j
идет скорее всего плавно и отражает общественные влияния.
В связи с нравственным развитием большое значение
придают совести. Она определяется как выражение приобретен-
ных моральных представлений, сильно зависящее от ценностных
представлений, господствующих в данной культуре и в значи-
тельной степени воплощаемых родителями. Выделяют [7] три
условия развития совести:
- интернализация представлений о нравственных ценностях;
- интернализация ощущения необходимости поступать в со-
ответствии с ними;
- способность сознавать расхождение между собственным
поведением и ценностными представлениями.
Очевидно, что подобные закономерности формирования
совести характерны для подрастающего поколения индустри-
альных стран и не действуют в <примитивных> культурах [52].
Это относится также к чувству вины, тесно связанному на Западе
с совестью. Своим происхождением оно почти исключительно
обязано определенным изменениям во взаимоотношениях ро-
дителей с детьми, не встречающимся в других культурах.
Нравственное развитие в период взросления
Несмотря на различия в представлениях разных авторов и
в результатах исследований, можно выделить следующие общие
черты периода взросления.
1. Пересмотр ценностных представлений: их все большая
деперсонификация. С этим связан отрыв от референтных
личностей. Родители, как образец для подражания, все больше
отступают на задний план, все большее значение приобретают
ценностные представления сами по себе. В связи с этим идет
созревание собственного <Я>.
2. Либерализация ценностных представлений. С освобождением
от персонифицированных образцов в ходе продолжающегося
когнитивного развития ценностные представления утрачивают
свою конкретную <референтность>, приобретая более абстрактные
значимость и силу, а также иерархическую организацию. Кроме
того, когнитивные изменения позволяют развиться собственной
иерархии ценностей, которой начинают подчиняться процессы
принятия решений и поведение. Одновременно утрачивается
<моральный абсолютизм> в смысле Пиаже.
3. Перенос функции образца с родителей на референтную
группу (см. также гл. 4): <обесценивание> родителей как
ценностных представлений, однако без полного отрицания
личностей и групп, олицетворяющих моральные принципы.
Скорее прежняя лояльность к родителям все больше переносится
на (референтную) группу ровесников. Это приводит к <более
холодному> восприятию ценностных представлений, поскольку
с группой не существует такой тесной эмоциональной взаимо-
связи, как с родителями. С другой стороны, в подростковый
период усиливается конформизм в отношении признаваемых
ценностей, постепенно ослабевающий к концу юношеской фазы.
Влияние референтной группы не ведет к существенному
118
Глава 3
Психологические аспекты взроспения
119
изменению воспринятых в родительском доме ценностных
представлений, но ослабляет их связь с личностью родителей.
Группы сверстников в период взросления возникают внутри
определенных слоев общества, так что система ценностей,
усвоенная в детстве, во многом сохраняется и в группе <равных
по положению> подростков,
4. Ассимиляция ценностных представлений соответствующей
культурной традиции. После фазы тревоги, протеста и мятежа
молодые люди признают большинство ценностей, свойственных
их культурному окружению.
5. Принцип взаимности моральных обязательств выступает 1
по мере взросления и отказа от эгоцентризма на первый план
[77]. Освобождение от эгоцентризма означает формирование
особых способностей:
- применение к себе самому тех же критериев оценки, что и
к другим;
- использование общих принципов как основы нравственного
поведения и оценка по ним как себя, так и других;
- способность учитывать потребности и интересы окружающих
в той же степени, как свои собственные.
3.3.4. Развитие <Я> и обретение идентичности
Понятия и концепции
Под <Я> мы подразумеваем организованную систему взгля-
дов, установок и мотивов, составляющих основу личности и
обусловливающих ее неповторимость, тождественность самой
себе и неизменность. Как и любая область психики, она
развивается, приобретая в период взросления по мере форми-
рования ценностей, целей, идеалов, профессиональных и личных
планов решающее значение для всей дальнейшей жизни.
В психоанализе под <Я> понимается инстанция психического
аппарата, осуществляющая связь как между индивидом и
реальностью, так и между <Оно> и <Сверх-Я>, ответственная за
интрапсихическую переработку и регуляцию всех внешних
ощущений и в результате за организацию личного опыта.
Родственные понятия - <самость> как совокупность индиви-
дуальных восприятий и воспоминаний и <Я-концепция> (<Я-об-;
раз>) как абстрактное выражение всех существенных признаков
<самости> в представлении самого человека и окружающих, j
Идентичность означает сознание тождественности самоЙ
себе, непрерывности во времени собственной личности и
связанное с этим ощущение, что другие также признают это.
Если идентичность - состояние, то идентификация - процесс
его формирования. Идентификация всегда связана с другими
людьми, которые в течение короткого или длительного периода
могут служить <образцами>. Формирование идентичности, таким
образом, всегда включает общественный и культурный аспекты.
Различают групповую и индивидуальную идентичность. Под
первой подразумевают <существенные признаки группы, оста-
ющиеся постоянными несмотря на изменение ее состава> [53).
Групповой идентичностью в этом смысле обладают государства,
политические партии, союзы и т. п. Индивидуальная идентич-
ность свойственна одному человеку, но также характеризует
именно то, что остается постоянным несмотря на его изменения
и развитие. В ней можно различить [25] личностная идентич-
ность и Я-идентичность. Если первая в основном совпадает с
данным выше определением идентичности, то вторая означает
более узкую, глубинную область, ответственную за постоянство
личности.
Каким же образом личность сохраняет свою тождественность
несмотря на фундаментальные изменения? <Я> меняется, но
всегда остаются его компоненты, сохраняющие прежнее каче-
ство. <Я> ассимилирует всевозможные изменяющие его влияния,
однако его сердцевина (<Я>-идентичпость) остается постоянной.
Значение этого конструкта проявляется прежде всего в психо-
патологии, когда Я-идентичность утрачивается или меняется
(например, расщепляется) или человек вынужден бороться за
ее сохранение.
Эриксон [25] и Де Левита [53] различают три формы
идентичности.
1. Приписная. Она определяется условиями, которые отдель-
ный человек не выбирает. Принадлежность к определенной расе,
группе народонаселения, социальному слою, возрастной группе,
мужскому или женскому полу ведет к тому, что под влиянием
данных факторов формируются существенные элементы иден-
тичности. Индивид вряд ли в состоянии противостоять этому
воздействию.
2. Приобретенная. Она включает то, что достигнуто собст-
венными усилиями. Это как профессиональные признаки
(звание, должность), так и свободно избранные связи и
Глава 3
Психологические аспекты взросления
ориентации. Согласно Эриксону, в основе приобретенной иден-
тичности лежит <овладение>, которое он относит к фаллической
фазе и делит на локомоцию, речь и фантазию.
3. Заимствованная. Под этим понимают выполнение ролей,
усвоенных в ходе развития в результате стечения различных
обстоятельств. Часто их заимствуют у какого-то образца.
Нередко они обусловлены ожиданиями окружающих. Приме-
рами могут служить роли <помощника>, <кающегося>, <лидера>,
<угнетенного>.
Однако идентичность не сводится к выбранной или заим-
ствованной роли. Хотя та или иная роль сильно влияет на
идентификацию, основные составляющие идентичности (посто-
янство и непрерывность личности) из нее не вытекают.
Развитие <Я> и обретение идентичности в период
взросления
Идентификационное поведение и идентичность развиваются
непрерывно, начиная с раннего детства, в течение всей жизни.
Однако в период взросления достигается определенная консо-
лидация этих свойств. Завершается развитие половых ролей,
заимствование других ролей, присущих зрелому возрасту,
достижение равновесия между зависимостью и независимостью,
усвоение регламентированных форм поведения. Идентификация
происходит всегда в рамках определенных общественных отно-
шений. При этом чрезвычайно существенно влияние родителей
и других референтных личностей. Важна также роль других
взрослых, служащих примером общественного положения,
конституциональных и личностных особенностей и т. д.
Развитие <Я> и идентификация - взаимозависимые и
дополняющие друг друга процессы.
Развитие <Я>
Развитие <Я> в период взросления можно рассматривать с
двух точек зрения [8]: созревания и выработки статуса. Первое
представляет собой непрерывное развитие процессов, начавших-
ся в детстве (например, достижение большей независимости,
повышение устойчивости к фрустрациям), второе включает
особенности, еще скрытые в детском возрасте, впервые прояв-
ляющиеся у подростков и окончательно формирующиеся у
взрослого человека. Примерами служат половой и профессио-
нальный статусы.
Таблица 3.3. Задачи развития <Я> в период взросления [8]
А. Достижение большей волевой независимости
1. Независимость в планировании своего времени и принятии реше-
ний
2. Усвоение новых ценностных представлений на основе их собст-
венной значимости, независимо от взглядов родителей или дру-
гих референтных личностей
3. Рост доверия к внесемейным группам и влияниям
4. Больший реализм в формировании целей и стремлении к тем
или иным ролям
5. Рост устойчивости к фрустрациям
6. Усиление потребности влиять на других
Б. Изменение целей на основе ценностных представлений
1. Потребность в самостоятельно приобретенной идентичности
2. Повышение требовательности к самому себе
3. Углубление самооценки
В. Смена гедонистических мотивов более отдаленными целями, направ-
ленными на достижение определенного статуса
Г. Возрастание способности к действиям
Д. Принятие на себя моральной ответственности с учетом обществен-
ных ценностей
Сейчас все больше распространяется тенденция оценивать
процессы взросления и развития по способности человека
успешно решать определенные проблемы. В психологии их
называют <возрастные задачи развития> (см. ниже). Можно
говорить и о задачах развития <Я>, не различая созревание и
выработку статуса (табл. 3.3).
Такие задачи должны решаться молодыми людьми с
использованием потенциала, накопленного ими в соматической,
когнитивной и эмоциональной областях. Одновременно речь
идет о направляющих линиях, вокруг которых формируются
их способности и возможности.
Обретение идентичности
Поиск личностной идентичности - центральная задача
периода взросления (см. также гл. 6). Физическая и психическая
нестабильность, ожидания со стороны общества и проблемы
развития ставят молодых людей в нелегкое положение. В этот
122
Глава У.Я
Психологические аспекты взросления
123
период необыкновенно трудно согласовывать собственные пе-
реживания, переживания окружающих и приспособление к
общественным нормам. Однако речь, конечно, идет никоим
образом не о болезни, а всего лишь о биологическом и
нормативном кризисе [24], означающем наряду с нестабильно-
стью мобилизацию значительных созидательных сил. В центру
поисков идентичности стоят вопросы: <Каков я? Каким мне
хотелось бы стать? За кого меня принимают?> На них нельзя
ответить, не ориентируясь на образцы в собственной семье ir
вне ее, которые именно в этот возрастной период начинают
подвергаться сомнению, что ведет к целому ряду конфликтов
[24,25]. ;i
Согласно Эриксону, каждый человек в ходе развития своей \
идентичности переживает несколько критических фаз. В период
взросления формирование идентичности - центральная пробле-,
ма, а диффузия идентичности, т. е. ее распад и угроза ее
становлению - существенный кризисный фактор. Формирова-
нию идентичности предшествуют события, определяющие ее
здоровое развитие или объясняющие возможные нарушения 1
этого процесса. 1
Концепция идентичности, разработанная Эриксоном на ос]
нове психоаналитических представлений, хотя и не прошл>?
детальной эмпирической проверки, позволяет подойти к пони-j
манию психических проблем взросления. К важнейшим конф-;1
ликтам этого возраста относятся следующие. ;]
- Диффузия идентичности: кратковременная или длительная;]
неспособность <Я> сформировать идентичность. Такие мо")
лодые люди не могут выработать свои ценности, цели щ)
идеалы; сталкиваясь с проблемами развития, они не Ц
состоянии завершить психосоциальное самоопределение, 0ни1
избегают адекватных и характерных для их возраста требот?
ваний и возвращаются на более раннюю ступень развития> 1
в известной степени оправдывающую их поведение, ,i
- Диффузия времени: нарушение чувства времени, проявляющееся
двояким образом. Либо возникает ощущение жесточайшего
цейтнота, либо человек чувствует себя одновременно и очея
молодым, и старым, как мир. Нередко с диффузией времен
связаны страх или желание смерти.
- Застой в работе: нарушение естественной работоспособн
сти, в большинстве случаев сопровождающееся диффузю
идентичности. Подростки либо неспособны сосредоточиться
на необходимых и соответствующих их возрасту задачах,
либо чрезмерно поглощены бесполезными для дальнейшего
развития вещами в ущерб все остальным занятиям. Пред-
вестники этого нарушения часто заметны уже в школьном
возрасте. Так как развитию трудовой идентичности предше-
ствуют эдиповы конфликты, молодые люди в рамках застоя
в работе часто возвращаются к эдиповой ревности и зависти
к братьям и сестрам. При этом инфантильные цели и
фантазии вновь приобретают актуальность и происходит
возрождение эдиповых конфликтов.
- Отрицательная идентичность проявляется прежде всего в
отрицании всех свойств и ролей, которые в норме способ-
ствуют формированию идентичности (семейные роли и
привычки, профессиональные, полоролевые стереотипы, на-
циональность и т. д.). Часто дело доходит до ярко выражен-
ного презрения ко всем этим ценностям. Более утонченная
форма - выбор отрицательной идентичности, т. е. ориента-
ция на образцы, роли или свойства, которые демонстриро-
вались в ходе развития подростка как нежелательные или
опасные. Эриксон приводит пример матери, брат которой
был алкоголиком и которая постоянно находила у своего
сына черты, указывающие на повторение им в будущем той
же участи. Одновременно она предостерегала его от этой
опасности. Здесь отрицательная идентичность может стать
для сына вариантом желанного <исхода>.
Эти вкратце рассмотренные источники конфликтов в крайних
случаях чреваты психическими заболеваниями, однако обычно
речь идет лишь о переходных стадиях в рамках процесса
взросления.
3.3.5. Я-концепция
Я-концепция - это <теория самого себя> или <установка
относительно собственной личности> [67]. При этом речь идет
о динамической психологической величине, зависящей от
изменений социального окружения и общественных отношений.
Мы будем отличать идентичность от Я-концепции, поскольку
последняя изменчивее, чем, например, <Я>-идентичпость.
Различают две формы Я-концепции - реальную и идеальную.
Первая (реальное <Я>) - это представление человека о себе
Глава 3
самом. Понятие <реальная> отнюдь не предполагает, что эта
концепция реалистична. Решающий момент здесь - собствен-
ная точка зрения и собственная оценка. Идеальная Я-концепция
(идеальное <Я>) - это самооценка личности в соответствии с
желаниями (<Каким бы я хотел быть>).
Реальная и идеальная Я-концепции могут в большей или
меньшей степени различаться. Их дивергенция может превратиться
в важный источник конфликтов, когда высокие запросы столкнутся
с весьма далекой от них психической ситуацией. Поскольку в
период взросления Я-концепция проходит важную фазу развития,
протекающего не плавно, а с переменной скоростью, диссонанс
между реальной и идеальной Я-концепциями часто становится
особенно заметным в рамках юношеских кризисов.
Я-концепция развивается под влиянием первичного опыта
социализации в семье. С возрастом большое значение приобре-
тают внесемейные факторы. Я-концепция - результат взаимо-
действия биологических, психологических и психосоциальных
влияний в ходе развития. Это основа чувства самоценности, весьма
важного для формирования поведения человека и восприятия им
собственного положения в обществе. Можно описать поддержание
чувства самоценности моделью обратной связи. На очередной
стадии развития это чувство должно достигать <положенной>
величины, которую могут снижать неблагоприятные факторы.
Индивид способен использовать различные механизмы восста-
новления равновесия, например, рационализацию агрессию или
эрзац-удовлетворение [86].
Многие исследования посвящены развитию и качеству
Я-концепции у молодых людей. Оценку проводят в основном с
помощью специально разработанных анкет. Обычно сопостав-
ляются группы молодежи, находящиеся в различных социаль-
ных условиях. Так удалось показать, что Я-концепция у плохих
учеников значительно менее благоприятна, чем у хороших. У
молодых преступников [57] и тех, кто попал в сферу внимания
общественных ер1анизаций, занимающихся <трудными> подро-
Рационализация - блокирование осознания тех мотивов своих поступков,
которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые (напри-
мер, эгоистические), а также индивидуально нежелательные вследствие
расхождения с Я-концепцией или жизненными планами, и приписывание
своим поступкам более приемлемых причин. - Прим. ред.
Психологические аспекты взросления
стками [82], Я-концепция отрицательная. В последних работах
влияние школьных успехов на Я-концепцию прослеживается
менее четко [30]. Молодые люди могут, по-видимому, снижать
субъективное значение школьных успехов, компенсируя уровень
самооценки в среде сверстников.
Конечно, только исследования подростков разного возраста
позволят решить, была ли Я-концепция у молодых людей с
отклоняющимся поведением отрицательной еще до ухудшения
условий развития. Можно, однако, считать установленным, что
неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь
получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в
дальнейшем к нарушениям поведения. Указывают следующие
воздействия неблагоприятной Я-концепции.
1. Снижение самоуважения и часто как следствие - соци-
альная деградация, агрессивность и преступность.
2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуа-
циях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы
и втягиваются в преступные действия.
3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с
негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают
хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.
По мере взросления появляется более реалистичная оценка
собственной личности и возрастает независимость от мнения
родителей и учителей. Тут существуют параллели как с
хронологическим возрастом, так и с независимым от него
напрямую процессом созревания. В то время как между
отношением к половой зрелости, эмансипацией и хронологи-
ческим возрастом наблюдается явная взаимозависимость, у
подростков с замедленным половым созреванием существует
четкая связь неблагоприятной Я-концепции (ощущение отвер-
женности, негативизм по отношению к родителям, чувство
зависимости) именно с этой задержкой, но не с хронологиче-
ским возрастом